zagranitsa.com
Назад

Янис Крусос: «Мы не лазим по мусорным бакам, но всё к этому идет»

1 2767
Фото: ommation

В Греции только и разговоров, что о кризисе. Местные жители ругают провальный июльский референдум, когда они сказали ЕС «нет», а власти — «да». Немного размышляют о будущем, которое пока туманно. Жалуются на безработицу и маленькие зарплаты. Грустят, но не падают духом. Своими мыслями с нами поделился настоящий грек. Цитируем дословно

«Всё у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». Эти слова из «Старика и моря» Эрнеста Хемингуэя как нельзя лучше характеризуют нашего героя — Яниса Крусоса.

«Никак не могу наглядеться на панорамные пейзажи Кефалонии!». Фото: из личного архива Яниса Крусоса

Справка «ЗаграNицы»

Янис Крусос, коренной грек. 64 года. Родился на острове Кефалония, в городе Аргостоли. В 1953-м, когда на острове случилось сильнейшее землетрясение, переехал с семьей в Африку (оттуда был родом отец Яниса). Но вскоре Крусосы вернулись в Грецию. Среднюю школу Янис окончил на Кефалонии. А два высших образования — экономическое и техническое — получил в Афинах. Сейчас он живет на Кефалонии. Безработный. Но не пенсионер, поскольку возраст выхода на пенсию в Греции составляет 65 лет. С 2010 года по собственной инициативе выпускает общественно-политическую газету «Скальпель».

Янис Крусос, главный редактор газеты «Скальпель». Фото: из личного архива Яниса Крусоса

В Афины больше ни ногой!

Я почти 15 лет жил в Афинах. Учился, работал. Но меня всё время тянуло на родину. Жизнь в столице показалась мне очень сложной — суета сует. Уйма времени уходила на поездки в транспорте, чтобы добраться из пункта А в пункт В. То ли дело Кефалония! Там за полчаса можно доехать с одного конца острова на другой. Я обожаю свой дом в Аргостоли! Это мое любимое место. А вечером люблю уединиться в маленькой таверне. Их на острове много, и все уютные. Никак не могу наглядеться на панорамные пейзажи Кефалонии! До сих пор дух захватывает от красоты, когда взбираюсь на какую-нибудь вершину. Там, наверху, могу долго просидеть. Это как вода и огонь, на которые можно смотреть бесконечно.

«Жизнь в столице показалась мне очень сложной — суета сует. Уйма времени уходила на поездки в транспорте». Фото: Michael Eyes

Журналист «Скальпеля»

Да, я безработный. Устроиться нереально — кому нужно мое образование? Плюс возраст! В стране молодежь безработная, что уж про меня говорить. Что касается газеты — никогда не думал, что у меня будет свое издание. Хотя, признаюсь, писал в некоторые газеты и меня публиковали. А сейчас, получается, от безысходности. Спросите, откуда у меня деньги на верстку, печать? Слава Богу, друзья есть. Помогают. Но я сам себе и журналист, и редактор. Главные темы, конечно, политика, экономика, общественные вопросы. Словом, то, что больше всего волнует кефалонийцев. В свободное время пишу книгу. Давно об этом мечтал.

«Я сам себе и журналист, и редактор». Фото: из личного архива Яниса Крусоса 

Греция — разменная монета?

Всё больше и больше греков не верят в окончание кризиса. Это не случайно. Полистайте учебники по истории Греции. Наша страна никогда не была свободной державой. Словно рок какой-то. Да, случались вспышки свободы, но не более. В 1827 году Россия, Англия и Франция освободили Грецию от турков и египтян. Тогда произошло крупное морское сражение возле Пелопоннеса. Спустя полгода независимую страну возглавил Иоанн Каподистрия, экс-министр иностранных дел Российской империи. Относительная демократия закончилась в 1831 году, когда Каподистрию убили политические конкуренты. Все правители после Каподистрии фактически продавали родину иностранцам. А с 2010-го их дело продолжают греческие политики — и правые, и левые. Греция стала разменной монетой для Европы. 5 июля 2015 года греки высказали свое мнение, они фактически проголосовали против ЕС. Однако политики сказали «да», согласившись на ультиматум ЕС.

«Однако политики сказали «да», согласившись на ультиматум ЕС». Фото: Shutterstock

5 евро в день вместо 24

В 2010 году средняя зарплата в Греции составляла 750 евро в месяц, сейчас — 300–420 евро. Получается приблизительно 5 евро в день. Это очень мало — пачка сигарет столько стоит. К счастью, у нас на острове хорошо развит туризм. Люди работают в гостиницах, в продуктовых лавках, служащими в банках. А вот иных статей дохода просто нет. Количество вакансий за последние семь лет сильно сократилось. В 2008-м на рынке труда Греции было 700 тысяч вакантных мест, а сейчас — 200 тысяч. Инвалидам государство выплачивает помощь — 86 евро в месяц. Но ведь из этих денег надо 50 евро заплатить за электричество. А где найти еще 200 евро, чтобы оплатить другие коммунальные услуги, телефонную связь?!

No money — no honey! Фото: Shutterstock

Задавались вопросом: почему некогда сельскохозяйственная держава ничего не выращивает и не продает? Доля сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте мизерная, я считаю. Всего 6%. А когда-то показатель достигал 20–30% ВВП! Да, ЕС финансирует сельское хозяйство, но одновременно держит его в тисках.

Мы всё равно будем танцевать!

Новые ультиматумы Европейского Союза ничего хорошего не сулят. Греция вынуждена повысить пенсионный возраст до 67 лет, отменить массу субсидий… С одной стороны, это, конечно, выход: долги перед МВФ и европейскими банками не будут расти так стремительно. А с другой — народ еще больше обнищает. Мы не лазим по мусорным бакам, но всё к этому идет. К счастью, мы умеем помогать друг другу. Сосед делится со мной супом. Я угощаю его мороженым. Здесь это нормально — обмениваться продуктами. И не забывайте, что несмотря на грусть из-за всего происходящего, греки очень веселый, радостный народ. В самые трудные минуты мы всё равно будем танцевать сиртаки. Мы любим жизнь, и это делает нас сильными.

Смотреть на море Янис может часами. Фото: из личного архива Яниса Крусоса
НАПЕЧАТАТЬ

Смотрите также:

Комментарии (1)

c
Гость
8 лет назад Viktoria Svetlova

Что то у автора статьи с арифметикой не в порядке. 5 евро в день это 150 в месяц, при условии что все дни считатьрабочими.

0
Ответить
Еще 0 ответов комментарии